Битрикс24 – давай, до свидания!

25/10/21 Сергей Тихончук

С начала 2021 года в "Битрикс24" отключили телефонию и интеграции на бесплатных тарифах и лишили возможности его бесплатного использования для построения сквозной аналитики. Ищем бесплатные альтернативы Б24 для интернет-бизнеса.

В конце пандемийного 2020 года компания «1С-Битрикс» выступила с анонсом акции «2020, давай до свидания», в которой не только объявила скидки на всю линейку продуктов, но и решила убрать из бесплатной конфигурации «Битрикс24» две важных интеграции — по API и с телефонией. Начиная с 1 января 2021 года стало невозможным использование бесплатного «Битрикс24» в качестве бэкенда сайта и, соответственно, построение систем сквозной аналитики на нем. В компании, видимо, посчитали, что среди более чем 8 млн. подписчиков «Битрикс24» пандемия коронавируса выкосила недостаточное количество малых бизнесов и надо проредить их еще.

Если учесть, что минимальная стоимость телефонии составляла 250 руб. в месяц, то теперь минимальный тариф стал в пять раз дороже и составляет 1 250 руб. в месяц. Многие компании при внесении таких существенных изменений обычно стараются сохранить прежнюю стоимость для текущих подписчиков, вводя новые условия только для новичков, но в «1С-Битрикс» очевидно уже посчитали свои премии с учетом перевода всех подписчиков на платные тарифы и не готовы от них отказываться. Впрочем, это право компании монетизировать свои инвестиции ситуация наверняка закреплено в пользовательском соглашении. Наше же право как пользователей — сказать в тон новогодней акции: «Битрикс24», давай до свидания!».

«Битрикс24» был неплох тем, что, несмотря на все недостатки, в нем можно было собрать заявки (лиды) со всех каналов в одном списке и организовать процесс их обработки в команде. Без средств интеграции лидов с сайта и из телефонии бесплатная конфигурация превращается в «сферического коня в вакууме» — все данные можно вносить только руками. Недостатки «Битрикс24», с которыми приходилось мириться, — это в первую очередь дремучесть продукта и его сложность как в интерфейсе, так и в архитектуре. Для большинства пользователей избыточность и перегруженность была неимоверной, но, видимо, «1С-Битрикс» ориентировался на свои внутренние процессы (такие же дремучие, избыточные и сложные). Чего стоила, казалось бы, простая задача передать из CMS Битрикс дополнительное поле в CRM «Битрикс24» для целей сквозной аналитики. Basecamp и AmoCRM были значительно проще и опрятнее, но уже давно лишились бесплатных подписок.

Чем же можно заменить «Битрикс24» для интернет-проекта, который принимает заявки сайта из мессенджеров и звонки по телефону и хочет иметь все лиды в одной базе для того, чтобы обработать их все, ничего не забыть и даже иметь возможность проанализировать с помощью сквозной аналитики прибыльность каналов привлечения?

Если у вас немного заказов (до 300 в месяц), тогда прекрасно подойдет RetailCRM. С помощью демона collector вы сможете наблюдать за клиентами на сайте и безболезненно передавать заказы в CRM. Можно подключить основных провайдеров телефонии (тот же Zadarma упомянутый ниже), для RetailCRM уже имеется готовая интеграция RoiStat для анализа окупаемости ваших продаж.

Одно из немногих оставшихся на рынке бесплатных решений — это телефония Zadarma с прилагающейся бесплатной ZCRM. Цены на телефонию ниже, чем в Битриксе, а при аренде номера вы получите бесплатную облачную АТС с возможностями, превосходящими аналогичные у именитых конкурентов, колл-трекинг по цене входящих линий и, что самое главное для интернет-бизнеса, бесплатную CRM, где и телефония систематизирует все звонки, и по api можно будет структурировать заявки с сайта. Зарегистрироваться можно без отправки сканов документов: достаточно авторизоваться на сайте ГосУслуг, а потому мы смело рекомендуем его в качестве облачного решения!

Правда, в этой прекрасной «бочке меда» есть и пару «ложек дегтя». Интеграция с RoiStat пока недоступна, хотя и принципиально возможна через «Свою СРМ» в RoiStat. При регистрации требуется по СМС подтвердить уникальный номер телефона, даже в том случае, когда вы представляете юрлицо. Следовательно, владельцам нескольких проектов придется либо мириться с тем, что заявки автосервиса будут поступать вперемешку с заявками детского центра, а заявки на рыбу — вместе с заявками на бижутерию, либо раздобыть по отдельному уникальному номеру на каждый проект у других операторов.

Для тех, кто устал от волюнтаризма облачных провайдеров, можно предложить CRM с открытым исходным кодом SugarCRM. Ее можно установить на тот же хост, который обслуживает ваш сайт. Однако, как обычно случается у бесплатных систем, для кастомизации и дополнительных интеграций вам потребуется программист и, возможно, покупка дополнительных платных решений.